пятница, 27 июля 2007 г.

ЮНОША В БЕСКОЗЫРКЕ


Михаил Ринский
ЮНОША В БЕСКОЗЫРКЕ

Они видели многое.
Они совершали подвиги.
Жизнь их была полна приключений.
Джек Лондон.

Этот эпиграф автор заимствовал из повести Валентина Пикуля "Мальчики с бантиками". Эта повесть и роман писателя "Реквием каравану PQ-17" посвящены тяжёлому, опасному, но героическому периоду жизни и самого писателя, и героя нашего повествования – периоду Великой Отечественной войны.
Семёну Заллу было всего пятнадцать с небольшим, но он, как и все подростки в те суровые годы, мысленно был там, на фронте, где в эти напряжённые месяцы 1942 года решалось: "или-или". Обидно было Семёну: он чувствовал в себе силы и сноровку на все восемнадцать лет. Недаром занимался, помимо школы, ещё и в спортивной школе, и в кружках – любил лихие пля-ски. Может быть, и наследственность имела место: отец в гражданскую войну сражался в Первой конной армии Будённого. Словом, сын рвался в бой.
А в это время военно-морской флот воюющей страны был ослаблен огромными потерями не только боевых кораблей, но и моряков, уходивших с потопленных кораблей в морскую пехоту и погибавших в самых тяжёлых боях. Если в окопы можно было послать любого колхозника, в танк посадить после недолгого обучения шофёра, то на современный военный корабль требовались не просто закалённые здоровяки, но высококлассные опытные специалисты: уже в то время без сложной механики, новейшей автоматики, радио, акустической и навигационной аппаратуры корабль был и неэффективен, и обречён. Всю эту технику и оборудование в боях требовалось чётко, быстро и синхронно обслуживать, а при повреждениях корабля – самоотверженно восстанавливать в шторм, мороз, под накрывающими волнами. От "живучести", плавучести, манёвренности корабля зависели и их жизни.
С другой стороны, десятки тысяч подростков рвались в бой, и пределом их романтических порывов был флот. И в трудные для страны майские дни 1942 года приказом Наркома ВМФ ад-мирала Кузнецова", в целях создания кадров будущих специалистов, требующих длительного обучения и практики плавания на кораблях", создавалась Школа юнг. Приказ требовал комплектовать школу юношами 15-16 лет, исключительно добровольцами и с разрешения родителей.
Объявление о наборе в Школу юнг появилось и в Горьком (Нижнем Новгороде). Сёма слишком хорошо знал свою маму и имел все основания не быть уверенным в том, что она даст своё родительское разрешение. Подпись родителей требовалась на мобилизационном листке - одном из заполнявшихся бланков. Смекалистый Семён надписал на нём только свои основные данные и положил в почтовый адрес. Получилось, что он не добровольцем поступает в Школу юнг, а его призывают. Поплакав, мама подписала. С медкомиссией у Семёна проблем не было. По возрасту он подходил, в комсомол ещё принят не был, но этого приказ Наркома и не требовал.
И вот уже подростков из разных городов привозят в Архангельск в своём же домашнем одеянии. Временно поселяют в бараках. Проходят отборочный экзамен, ещё раз медкомиссию, У Семёна проблем нет, а вообще-то отсеивали многих, в том числе не подходящих и по возрасту. Будущему писателю Вале Пикулю шёл всего тринадцатый. Мама с сыном только-только вырвались из блокадного Ленинграда и направлялись, истощённые, к отцу, служившему во флоте комиссаром. Мама умерла на вокзале Архангельска, так и не увидев мужа. Валентин сам разыскал отца. Узнав от ребят проходившей группы, что они прибыли в Школу юнг, присоединился к колонне и прошёл экзамен благодаря знанию морского дела. Возрастной барьер преодолел как сын флотского комиссара – отца знали и уважали. Медкомиссию за него отчасти проходили новые друзья. Как раз в дни формирования Школы комиссар Пикуль попрощался с сыном и ушёл на фронт. Он так и не вернулся…
Отобранных ребят переодели в морскую форму. Бескозырки ещё были без ленточек. И вот уже вспомогательные суда флота везут юнг на Соловецкие острова, где и было решено раз-местить Школу. Уплывали, когда деревянный Архангельск горел после яростного налёта фаши-стской авиации. Три дня качки в штормовом море, и наконец они на Соловках, где ещё даже сохранилась вывеска: "СЛОН", что означало: "Соловецкий лагерь особого назначения". Совсем недавно он был ещё здесь. В те дни многие узники сражались в штрафбатах.
Вообщё, эти красивые острова, всего в 150 километрах от Полярного круга, с чудо-природой и мягким климатом, были выбраны для Школы юнг очень удачно .За пять веков с того времени, когда первые переселенцы из Великого Новгорода начали осваивать эти места, на островах выросли крепости – монастыри со своими храмами, заводами, верфями и даже типографией. Учебные кабинеты и руководство школы разместили в здании монастыря; рядом сами юнги построили себе огромные землянки – "кубрики", как их называли, каждая на две группы по 25 человек. В них и жили, и занимались юнги 1-го батальона, готовившего моряков, менее связанных с техникой. Здесь, к примеру, проходил подготовку рулевого Валентин Пикуль, Мо-ряков технических специальностей готовили во 2-м батальоне, размещавшемся в Кремле, в 12 километрах от 1-го. Здесь были все необходимые для подготовки образцы техники. Семён Залл был во 2-м батальоне, его обучали специальности "Артиллерийский электрик".
Подготовка была исключительно интенсивной. Было и общее образование по программе 7-10 классов, и специальные военные и технические предметы. Плавали, ходили в море на шлюпках и вельботах, на вёслах и на парусах. Учились стрелять. Командирский и преподавательский состав был сильный. Начальник Школы юнг капитан 1-го ранга Юрий Авраамов пользовался всеобщим уважением и любовью.
Питание было в общем достаточное. Много продуктов консервированных мясных - из Аме-рики и Англии. Масло, сахар, изюм – по нормам. Борщи, каши, сухофрукты. Когда дежурили на камбузе, - прихватывали что-нибудь себе и, конечно, друзьям. Ловили рыбу. Летом – грибы, ягоды.
Долгое время немцы не знали про Школу на Соловках: их самолёты пролетали мимо - бом-бить Архангельск. Что-то пронюхав, заслали шпионов – их выловили. Затем, очевидно, всё-таки узнав про Школу, пытались "выкурить" школу поджогами леса и, наконец, отравили воду в протоках между островами и каналах. Многие пострадали, но медики справились, причина была найдена и болезнь побеждена.
К осени 1943 года состоялось принятие присяги, точнее – клятвы, так как присягу по закону могли принять лишь после 18-ти лет. Сдали выпускные экзамены. Лучшие получали право вы-бора флотов и кораблей, куда их направляли служить. Наконец на бескозырки выдали ленты, но с надписью: "Юнга" и укороченные, - до достижения 18-летнего возраста. А в Школу уже прибывала смена – ребята 2-го выпуска. Всего Школа юнг, единственная в мире, подготовит 4 тысячи моряков. Из них выживет едва больше тысячи. Среди выпускников будут выдающиеся люди, о которых узнает вся страна. Например, замечательный бас ленинградского Кировского (Мариинского) театра оперы и балета Борис Штоколов.
Семён Залл был направлен артиллерийским электриком на эскадренный миноносец "Разъ-ярённый", один из семи эсминцев, входивших в Североморскую эскадру. В то время это была ещё эскадра, так как на Севере у СССР тогда не было "тяжёлых" кораблей. Лишь позднее англичане передали устаревшие линкор и крейсер, после чего Северный флот Союза стал отвечать этому названию. Основной задачей советских эсминцев была охрана караванов кораблей с союзнической помощью Советскому Союзу. От британских берегов до Медвежьих островов караваны охраняли британские и американские военные корабли. У Медвежьих островов их встречали советские эсминцы и конвоировали до советских портов. Всего эсминец "Разъярённый" совершил 38 таких походов. Участвовал также в обстрелах портов и войск противника вдоль побережья Финляндии и Норвегии.
Валентин Пикуль был направлен рулевым на эсминец "Грозный", на котором воевал до конца войны; затем был демобилизован из-за повреждения позвоночника.
На корабле у каждого матроса было несколько обязанностей, в зависимости от обстановки. Во время боя электрик – артиллерист Семён Залл занимал свой боевой пост в Центре автома-тической стрельбы (ЦАС), хорошо защищённом, герметически изолированном помещении. С ходового мостика, с командно-дальномерного поста в ЦАС передавались приказы и данные: курс, цель, прицелы. ЦАС обрабатывал данные и передавал команды на орудия. После их наведения загорались на пульте лампочки, подтверждавшие готовность всех орудий, и нажатием кнопки открывался залповый огонь.
Семёну повезло: он попал на отличный, более мощный эсминец, перебазированный с Ти-хоокеанского флота. Два корабля с Балтийского флота немцы потопили, один "разломило" в сильнейший шторм. Повезло ему и с комсоставом: был отличный капитан корабля Глеб Ва-сильев. И был отличный главный механик Розенштейн, отвечавший и за живучесть корабля (К сожалению, память Семёна не сохранила его имени). Благодаря хладнокровию командиров в смертельно опасной ситуации, их командам и умелым действиям экипажа корабль сохранил живучесть и не пошёл ко дну, когда 20 января 1945 года эсминец был торпедирован немецкой подводной лодкой. У корабля буквально оторвало 20 метров кормы. В этом бою из 150 членов экипажа корабля погибли 53 моряка , в том числе три юнги. И всё-таки корабль остался наплаву благодаря умелым действиям Розенштейна и его аварийной команды. "Разъярённый" потерял ход, но продолжал огонь двумя орудиями. В этой ситуации, когда недвижимый корабль и пришедшие ему на помощь могли оказаться лёгкой добычей подлодок врага, раненный эсминец был самоотверженно взят на буксир норвежским тральщиком, продемонстрировавшим дружбу и взаимопомощь на море. Из этой страны немцев к тому времени уже выбили. Один из советских тральщиков сопровождения всё-таки уничтожил в том бою вражескую подлодку. После боя на смену норвежцу пришёл эсминец "Разумный" и отвёл беспомощный корабль в один из пор-тов Финляндии, в то время уже прекратившей сопротивление. С нар. артистом СССР Б. Штоколовым, выпускником Школы юнг.
Оставшиеся до Дня Победы месяцы экипаж "Разъярённого" залечивал раны корабля. По-сле войны Семён Залл служил ещё пять лет на лидере "Баку" и в 1950 году был демобилизован в звании старшины 2-й статьи.
Грудь боевого моряка украшает много орденов и медалей. Ну а как, спрашиваю, моряки – евреи воевали? Не посрамили чести своего народа? В то время, говорит Семён, и не вспоми-нали о том, кто есть кто. Воевали на равных с полной отдачей. На "Разъярённом", кроме героя спасения корабля главного механика Розенштейна и самого Семёна Залла, было ещё несколько рядовых. Когда затем Семён служил на лидере "Баку", штурманом корабля был еврей. Всем известен командир подлодки – малютки Герой Советского Союза Израиль Фисанович, потопивший 13 вражеских кораблей и погибший в 1944 году при выполнении боевого задания. Немало и других достойных примеров евреев-моряков.
После демобилизации Семён Залл поступил в Воронежский техникум физкультуры, затем – в пединститут, получил диплом преподавателя анатомии и физвоспитания. Со временем переехал в Ригу, где к тому времени жила его мать, и продолжал преподавать до выхода на пенсию в 1986 году. С этого времени до 1990 года, до смерти Пикуля, по его просьбе занимался техническими вопросами обеспечения работы писателя, начиная от доставания дефицитной в то время бумаги и кончая договорённостями о издании книг писателя. Семён хранит все основные книги писателя, в том числе с его дарственными автографами.
Не раз Семён Залл участвовал во встречах ветеранов – североморцев и выпускников Шко-лы юнг. Репатриировался в Израиль в 1993 году. В Бат-Яме Семён – один из самых активных участников большой и полезной работы Союза моряков – ветеранов. Он – основной солист и танцор ансамбля "Морская душа". Есть у ветеранов – моряков и свой клуб "Морское братство". Флагман всей бат-ямовской морской "эскадры" – Капитан 1-го ранга Виктор Храмцов, бывший заместитель Начштаба Черноморского флота, послужной список которого уникален. Он командовал и подлодкой на Тихом океане, и эсминцем на Чёрном море. Но об этом совершенно особом человеке можно говорить бесконечно и писать целый роман.
Всё-таки сколько интереснейших, достойных не просто внимания, а изучения их жизни, подвигов и наследия ветеранов той войны живёт в нашем небольшом, но по-своему уникальном государстве. Низкий поклон и глубокое уважения этим замечательным людям.
Михаил Ринский (972) (0)3-6161361 (972) (0)54-5529955
rinmik@gmail.com
mikhael_33@012.net.il

1 комментарий:

Andrey комментирует...

мне нужно срочно поговорить с автором!!!!!! это очень важно!!!!! жду ответ на varjag111@mail.ru!!!